Алкогольная зависимость

Далеко ли падает яблоко от яблони в семьях зависимых от алкоголя?

Далеко ли падает яблоко от яблони в семьях зависимых от алкоголя?

«Судьба ведет покорного и тащит сопротивляющегося»
(Клеанфа)
«Даже в самой худшей судьбе есть возможности для счастливых перемен»
(Эразм Роттердамский)

На протяжении жизни мы замечаем, что кому-то все удается, а кого-то преследуют неудачи, почему-то жизнь одного – героическая эпопея, другого – любовный роман, а третьего – трагедия.

Понятно, что каждый взрослый человек сам в силах на основании мышления, опыта и интуиции строить свою жизнь, но почему-то у многих, несмотря на все старания, любые попытки изменить свою жизнь заканчиваются фиаско. Например, у одного человека постоянно проблемы на службе: где бы он ни работал, у него моментально возникают конфликты с руководством, и он чувствует, что к нему придираются, незаслуженно обижают.

Он переходит с одной работы на другую – казалось бы, все должно поменяться, но история повторяется: наш герой опять оказывается в центре драмы, где появляется “завистник-интриган”, который вмешивается в его отношения с шефом, не дает продуктивно работать, и снова вынуждает его уйти.

Другой, бескорыстно помогая ближнему, почему-то постоянно сталкивается с людьми неблагодарными, потом страдает, корит себя за неосмотрительность, но и в следующий раз объектом его помощи вновь становится человек того же сорта, что с каждым разом все больше и больше подтверждает его основную жизненную позицию, что в этом мире только он один хороший человек.

Третий с удовольствием берется за новое дело: успешно начинает, уже обозначаются радужные перспективы и широкие возможности, но интерес постепенно затухает и наконец сходит на нет, появляется множество поводов, чтобы не заканчивать начатое, и дело так и не доводится до конца.

И за следующее дело человек берется с тем же энтузиазмом, и снова никакого результата не получает.

При объективном взгляде со стороны становится заметно, что все эти люди как будто живут по одному и тому же сценарию: «гастролируя» по жизни, они раз за разом разыгрывают свою постановку, меняя при этом лишь декорации, но строго сохраняя содержание сюжета.

При этом, зачастую, самостоятельно они не осознают суть происходящих с ними событий, не могут увидеть явные закономерности. У них часто возникает впечатление, что какая-то неведомая могущественная сила тянет их по своему пути, несмотря на сопротивление этому.

Колесо Фортуны (миниатюра им манускрипта 12 века)

Колесо Фортуны (миниатюра им манускрипта 12 века)

 Архетипические представления об этой силе были оформлены в греческой античной мифологии в виде богини Фортуны, которая была самая своенравная и непослушная из всех богов пантеона, только она могла ослушаться Зевса и ее за это не наказывали.

Фортуна представлялась древним грекам в виде взбалмошной непослушной женщины, которая не признавала никаких правил и расположения которой можно было добиться только потокая всем ее прихотям. Управляя жизнями людей она как будто крутила колесо (колесо Фортуны), тем самым приводя людей в трепет: ведь кто был на самом верху колеса очень быстро волею Фортуны мог оказаться на самом дне.

С развитием цивилизации человек все больше становился хозяином своей жизни, забирая обратно у придуманных им же богов управление стихиями и собственной жизнью. Так гром и молния нашли простое физическое объяснение, оставив не у дел верховного бога Олимпа Зевса, Солнце, как оказалось, движется по небосклону совсем не на колеснице, да и Фортуну, похоже, тоже смогли поставить на место.

Повторяющиеся жизненные события нашли свое рациональное объяснение в теории сценарного анализа, разработанной замечательным американским психотерапевтом Эриком Берном и его последователем Клодом Штайнером.

Теория сценарного анализа Э. Берна

Сценарий (скрипт) – это непрерывная программа, сформированная в раннем детстве под родительским влиянием, которая направляет поведение индивидуума в наиболее важных аспектах его жизни.

Сценарные элементы в большей или меньшей степени присутствуют в жизни любого человека, каким бы свободным (от условностей, стереотипов) и независимым (морально и материально) он себя ни считал.

Правда, их удельный вес и значимость в жизни каждого из нас различны. У одних сценарий очень силен, и они полностью подчиняются его течению, у других же получается быть более свободным.

Эрик Берн (1910-1970)

Эрик Берн (1910-1970)

Наш жизненный путь – результат действия многих сил, но основным вектором его развития является приближение к финалу, который мы определяем себе в раннем детстве.

Именно в детстве мы наиболее восприимчивы и доверчивы, наши родители и близкое окружение кажутся нам волшебниками, поэтому послания взрослых (как положительные – разрешения, так и негативные – проклятья), особенно те, что повторяются многократно, врезаются в наше подсознание на всю жизнь.

Именно в детстве мы формируем представление о финале нашей жизни, а в дальнейшем просто наполняем промежуток времени до уготованной нам смерти неким содержанием, подводящим нас к этому выбору.

Интересно, что многие писатели смогли с поразительной точностью предугадать время и обстоятельства своей смерти в образе автобиографичных героев (например, Джек Лондон в повести «Джон ячменное зерно»).

Сценариев описано множество, но все они по исходам классифицируются на три основные группы: сценарии победителя, непобедителя (“золотой середины”) и проигравшего. Каждый ребенок, доходя до возраста полового созревания, становится настолько самостоятельным и сильным, что опробует контрсценарий, то есть начинает жить с точностью до наоборот, чем ему было предуготовано родителями. Именно в этот период у подростков ярко проявляются протестные реакции, они склонны к нигилизму, отрицанию признанных авторитетов.

Проходя через этот период, человек модифицирует свой сценарий, делает его более пластичным, но не освобождается от него, потому что антипод сценария – контрсценарий, это лишь другая сторона той же самой монеты.

Э.Берн предполагал, что для коренного изменения сценария нужно очень много энергии, потому это может произойти только вследствие большого стресса (например, катастрофа, серьезная болезнь или влюбленность), начала психической болезни (в этом случае перемены негативные) или длительной психотерапии.

Сценарии жизни в семьях больных алкоголизмом

Жизненный спектакль подчиняется тем же принципам драматургии, что и трагедия в театре. По Аристотелю, трагедия должна состоять из трех частей: завязки, кульминации и катастрофы. Рассмотрим особенности сценария у детей, выросших в алкогольных семьях.

Завязка данной трагедии (часто завершающейся преждевременной смертью либо тяжелым заболеванием) – детство героя, где протагонистами выступают его зависимые от алкоголя родители. В настоящий момент доказано, что воспитание в семье, где хотя бы один родитель страдал алкогольной зависимостью, является значимым фактором риска развития алкогольной зависимости и общего неблагополучия в будущем.

Данная проблема находится сейчас в фокусе внимания исследователей по всему миру. Это связано как с высокой долей распространенности данного явления (в России число людей, выросших в таких семьях, по данным Москаленко В.Д. оценивают в 25 – 50%), так и значительным количество связанных с этим психических и соматических расстройств. Показано, что в этот период между ребенком и матерью существует лишь ненадежная привязанность, что не позволяет ему получить «твердый фундамент» для своей дальнейшей жизни.

Аристотель

В семьях с алкогольной зависимостью живут по трем основным правилам: «Не говори, не доверяй, не чувствуй». Понятно, что здоровой гармоничной личности в таких условиях вырасти непросто, потому таких детей в дальнейшем называют «дети без почвы под ногами».

Кульминация – период взрослости, в течение которого герой борется с предназначенной ему судьбой. Ему удается стать более или менее счастливым, и иногда ему кажется, что судьбы удалось избежать.

Кульминация – состояние неустойчивое, это битва сценария (по сути саморазрушительной тенденции) с желанием избежать катастрофы. Именно на этот период приходится и время максимальных проявлений негативного сценария, которое получило название «синдромокомплекс взрослых детей алкоголиков».

Наиболее частой «фасадной», но, к сожалению, далеко не единственной проблемой ВДА является химическая зависимость. В различных исследованиях многократно показано, что риск заболеть алкоголизмом и другими химическими зависимостями

у ВДА значительно повышен (у взрослых сыновей алкоголиков частота алкоголизма составляет от 17 до 70%, у взрослых дочерей – от 5 до 25%, наркомании – около 6% и 3%, токсикомании – приблизительно 17% и 5% соответственно). Причем зависимость протекает в тяжелой злокачественной форме.

Помимо того, у этих детей часто обнаруживают синдром дефицита внимания с гиперактивностью, который потом может переходить в склонность к девиантному, импульсивному и агрессивному поведению в рамках личностного расстройства (уродства характера).

У ВДА часто встречаются психосоматические и психические расстройства (депрессии, тревожные расстройства и др.), у них больше бывает разводов и аутоагрессивного (направленного на саморазрушение) поведения: травм, автоаварий, ожогов, попыток суицида и т.п.

Кульминация (когда жизнь человека находится в постоянном маятникообразном качании от полюса стабильности – ремиссии зависимости, крепких семейные отношений, к полюсу хаоса – срыв и очередной запой, развод) внезапно оборачивается полной катастрофой: человек перестает бороться с судьбой, она берет над ним верх, и он в отчаянии убивает себя. И как показали в своих работах Шустов Д.И. и другие, фатальный суицид для больных алкоголизмом является довольно частым завершением его трагической жизни.

Для Аристотеля герой трагедии – человек, в общем-то, хороший, но допустивший роковую ошибку (hamartia). Когда герой по неведению, желая добиться своими действиями одного результата, добивается прямо противо-положного (peripeteia) – это трагическая ошибка. После того как ошибка допущена, герой внезапно прозревает (anagnorisis) и видит, что он натворил.

Жизненный сценарий ВДА прямо следует правилам драматургии, сформулированных Аристотелем, и именно поэтому их сценарий называется сценарием трагической ошибки (гамартическим сценарием).

Они идут по жизни, слепо выполняя предписания родителей, которые ведут их к саморазрушению. Некоторые из них прозревают, когда уже поздно, например, на смертном одре (описано, что люди при попытке покончить жизнь самоубийством путем падения с высоты за считанные секунды полета переоценивали свою жизнь и приходили к примирению с мучавшими их проблемами).

Некоторые умирают, так и не увидев, что они с собой сделали. Зрители их спектакля (близкие и родные люди) в ужасе и не в силах отвратить трагическую развязку смотрят, как герой, как им кажется, сознательно разрушает себя.

Нарративный подход в психотерапии: написание нового сценария

После осознавания сути психологических проблем в случаях трагических жизненных сценариев сразу стали появляться и предложения по способам их решения. Одним из наиболее популярных в настоящий момент подходов является нарративная (повествовательная) психотерапия.

В нейрофизиологических и психологических исследованиях показано, что человек с самого раннего детства начинает искать способ понять мир в лаконичной, доступной и предсказуемой форме, объяснить все происходящие с ним события и найти свое место в социуме.

При этом мы с детства окружены повествованиями (рассказами, сказками, легендами, преданиями и т.п.), которые дают нам реальные примеры моделей поведения в обществе, помогают на доступном уровне объяснить далеко не простые особенности взаимоотношений между людьми.

Видимо именно с этим связано, что дети любят, когда им рассказывают сказки, при этом часто просят повторять понравившиеся сюжеты. В дальнейшем велика вероятность того, что именно сюжет любимой сказки станет основой жизненного сценария человека.

Взрослея, мы соприкасаемся с более широким репертуаром сюжетных линий, постепенно усложняем наш сценарное повествование, «врастая» тем самым в социум. Таким образом, нарративы (или повествования) представляют собой формы структурирования восприятия мира и упорядочивания личного (автобиографического) опыта.

Они неразрывно связанные с нашими способами получения знания. На уровне индивида жизнь как единый и целостный феномен изображается с помощью автобиографического нарратива, в котором события жизни связываются в упорядоченную последовательность при помощи сюжета.

При воспитании в условиях семьи с алкогольной зависимостью у родителей формируется трагический сценарий, который нарративно выражается во множестве болезненных воспоминаний, многие из которых репрессируются из сознания и оставляют после себя лишь неутихающую душевную боль.

В процессе психотерапии появляется возможность в безопасных, доверительных взаимоотношениях восстановить все содержание трагедии, интегрировать израненную личность человека и дать ему возможность оставить прошлое позади и написать новую историю своей жизни. Как точно подметил Э.Берн: «…цель анализа сценария состоит в том, чтобы завершить один спектакль и поставить новый, более успешный».

Литература:

1. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь / В.Д. Москаленко. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 336 с.

2. Шустов Д.И. Аутоагрессия, суицид и алкоголизм / Д.И. Шустов. – М.: Когито-центр, 2004. – 216 с.

3. Штайнер К. Сценарии жизни людей: школа Эрика Берна. СПб.: Питер, 2003.

4. Штайнер К. Лечение алкоголизма. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 224 с.

Рекомендую к прочтению

Добавить комментарий